MASTER ACE SURF Страничка,
посвященная ремонту и эксплуатации автомобиля Toyota
Master Ace Surf
(Town Ace,
Master Ace и Lite Ace) |
Устройство
и принцип действия перепускного
дозирующего клапана SPV |
|||||||
|
Рассмотрим устройство и принцип действия перепускного дозирующего
клапана SPV (Solenoid spill valve – дословно, соленоид или
электромагнитный перепускной клапан). Данные электромагнитные клапана
встречаются двух видов – с дополнительным регулируемым клапаном перепуска и
прямого действия. Перепускной
дозирующий клапан SPV напрямую управляет объемом впрыскиваемого топлива. Ниже
на рисунке представлен стандартный тип клапана, который обеспечивает работу с
высоким давлением и имеет высокую скорость отклика на изменение тока в
обмотке. Состоит из двух систем – главного клапана и вспомогательного (или
дополнительного) клапана. В открытом
состоянии клапана SPV, по завершении впрыска, топливо под высоким давлением из подплунжерного пространства возвращается через линию
возврата в корпус ТНВД. |
|||||||
|
|
|||||||
Клапан SPV имеет 2 состояния: Рассмотрим устройство и состояния клапана SPV (стандартного типа).
Перепускной клапан, состоящий из двух систем (системы главного клапана
и системы вспомогательного клапана). Рисунок, показывающий основное устройство клапана. ФУНКЦИИ: |
||||||||
|
Величина протока |
Тип |
Функции |
|||||
Главного
клапана |
Большая |
Автоматический
клапан гидравлического типа |
Проток топлива
под высоким давлением в плунжерную камеру к концу впрыска |
|||||
Дополнительного
клапана |
Малая |
Соленоидный клапан |
Создает
гидравлический перепад давления в помощь главному клапану |
|||||
ДЕЙСТВИЯ:
Топливо под высоким давлением в
плунжерной камере проходит через ограничитель и наполняет основной клапан. В
этот момент топливо брызгает из форсунки. В этом состоянии со стороны B, с правой и левой областей
основного клапана, действует давление большее, чем на стороне А (показано на
рисунке ниже) и основной клапан поэтому перекрывается.
Когда обмотка больше не
возбуждена, дополнительный клапан открывается и
небольшое количество топлива течет на выход из камеры главного клапана. Следовательно,
гидравлическое давление в камере главного клапана – уменьшается.
Основной клапан открывается из-за
различия гидравлических давлений, и большое количество топлива перепускается из
полости посадочного места, заканчивая впрыск. |
||||||||
Рассмотрим
устройство и действия перепускного клапана (прямого действия). Перепускной
клапан прямого действия используют для того, чтобы достигать большой скорости
отклика и высокой производительности перепуска топлива. |
||||||||
Действия: |
||||||||
1. Нарастание давления и впрыск. Когда к катушке подведен ток,
якорь втянут в сердечник, это воздействует на цилиндрический клапан, который
входит в контакт с телом клапана, таким образом
наполняя плунжерную камеру порцией топлива. Затем движение плунжера вызывает
нарастание давления топлива и впрыск. |
|
|||||||
2. Перепуск и всасывание. Когда с обмотки снято возбуждение,
под действием пружины цилиндрический клапан открывается и топливо,
находящееся в плунжерной камере, перепускается через проходное отверстие в
цилиндрическом клапане по окончании впрыска. А так же, когда плунжер опускается, топливо входит в
клапан. |
|
|||||||
Метод управления обмоткой перепускного
клапана SPV: Поскольку
перепускной клапан SPV должен быстро реагировать на изменения
протекающего тока (с быстрым откликом), - сопротивление обмотки клапана сделано
минимальным. А управление сделано импульсным для предотвращения перегрева
обмотки клапана. Напряжение подводимое: +B = 14 Вольт; Протекающий ток (I, A) в обмотке клапана SPV: 2.1 +
0,05 Ампер Частота т.н. «пилы» (на рисунке
справа) 10-30 КHz |
|
|||||||
Изменения давления топлива и впрыск. Механизмы нагнетания давления и распределения топлива основываются на базовом принципе построения стандартного топливного насоса, отличия лишь незначительные и связаны с применением перепускного клапана SPV. Перепускной клапан SPV соединяет, через свой канал, камеру насоса с камерой давления в подплунжерном пространстве и закрывает этот свой канал при возбуждении обмотки перепускного клапана (при подаче тока в обмотку).
|
||||||||
Стадия 1. Всасывание
или наполнение. Когда плунжер отходит (на рисунке слева указано стрелкой
направление движения плунжера), топливом заполняется камера давления. Всасывающий канал:
открыт; Раздающий канал:
закрыт; Перепускной клапан:
закрыт (запитан, возбужден). |
|
|||||||
Стадия 2. Впрыск. Плунжер вращается и начинает давить топливо через
открывшийся канал в плунжере на форсунку. При этом положении плунжера: Всасывающий канал:
закрыт; Раздающий канал:
открыт; Перепускной клапан:
закрыт (под действием приложенного напряжения). |
|
|||||||
Когда с обмотки клапана SPV снято возбуждение, - клапан
открывается. Топливо, находившееся под высоким давлением в плунжере, через
открывшийся канал, выталкивается в корпус насоса. Давление топлива падает и
подкачка заканчивается. Стадия 4. Остановка
подачи топлива. Когда топливо перекрывается (остановка двигателя, сбой), -
обмотка перепускного клапана не возбуждена и будет перепускать топливо
обратно, через не запертый канал, в корпус насоса даже при вращении плунжера. |
||||||||
|
Примерно по
осциллограмме подсчитал частоту в режиме ХХ, с которой «масса периодически
подключается» к клапану по управляющему проводу, - на ХХ примерно 28-33 Hz получилось (примерно 100 «горбов» за 30-35 мсек), так как, когда клапан
открыт этими импульсами и плунжер отходит назад,- наполняется подплунжерное пространство и полость клапана SPV
топливом, затем клапан закрывается кратковременной (на ХХ около 10 мсек) подачей напряжения 12-14 вольт на клапан, что
перекрывает топливу пути к отступлению из подплунжерного
пространства при надвигающемся плунжере с нарастающим давлением топлива, -
так происходит впрыск. Далее процесс повторяется. |
|||||||
На снимке изображен разобранный
клапан прямого действия, из-за попавшей и накопившейся грязи внутри
подвижного сердечника, перепускной канал (в нижнем положении сердечника)
полностью не перекрывается. Как результат, двигатель работает
но сильно потерял в мощности. |
Теперь, если же у
нас что-то попадает (какие то частички с топливного фильтра, крупные парафины,
стружка с ТНВД) под прецизионные элементы запорного клапана, то при попытке
запереть подплунжерное пространство, герметичности
не получается и нарастающее давление стравливается через неплотно перекрытый клапанаом, канал. Таким образом, рабочее давление,
которое создает плунжер – уже будет не то, машина теряет былую мощность, со
временем проблема только усугубляется, вплоть до того, что давления начинает
не хватать для открытия форсунок и машина начинает работать неустойчиво и
глохнуть. Так что, от чистоты и состояние перепускного клапана SPV напрямую
зависит здоровье и развиваемая мощность Вашего двигателя. Думаю, теперь
вопросов, как SPV работает - будет намного меньше. Еще добавлю, что
перепускной клапан, вдруг, не умирает, ему зачастую предшествуют: |
|||||||
2. мусор, - стружка, проникший ворс,
крупные фракции парафинов, что приводит к зависанию клапана-сердечника или
неплотному перекрыванию перепускного канала; 3. естественный износ прецизионных
поверхностей главного клапана, из-за чего клапан становится не герметичным и
через не перекрываемый полностью канал большая часть топлива переливается
обратно в насос, а на форсунку давление становится настолько малым, что
просто ее перестает открывать.
Да и еще, не забудьте, как следует, наполнить насос топливом
после замены клапана на новый, или установке старого (после профилактики).
И помните, - топливо может не сразу закачаться в полость
самого клапана, особенно если его рабочую часть не смочить, хотя давлением из
под плунжерной камеры его вскоре наполнит. Приглашаю к обсуждению в тему на форуме: http://mikrob.ru/viewtopic.php?p=1360589#p1360589 С уважением, Дмитрий Грязев, г. Благовещенск Любое использование материалов с сайта только с разрешения автора. |
||||||||
Благовещенск @ 2002 г.
Design by: Gryazev
D.V. |