TOYOTA

MASTER ACE  SURF

Страничка, посвященная ремонту и эксплуатации автомобиля

Toyota Master Ace Surf

 (Town Ace, Master Ace и Lite Ace)

КОМПЛЕКСНЫЙ  ПОДХОД
К ПОДОГРЕВУ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Фото подогревателя фильтра, кстати, здесь видно авиационное реле, установленное вместо вышедшего из строя реле включения свечей накала

Данная проблема возникла на третьем году эксплуатации ТАУНА, когда меня среди зимы попросили освободить место в теплом служебном гараже. После этого пришлось перегнать машину в холодный гараж и начали появляться проблемы с зимней эксплуатацией. Замерзал несколько раз, в основном из-за остатков летнего дизельного топлива в баке, хотя у нас проблем с арктической или хотя бы зимней соляркой практически нет. Но когда автобус стоит постоянно в холоде, то соляру чем не разбавляй (керосином или добавляй антигели), если она уже замерзла, то практически не расходится.

Один раз почти замерз ночью на трассе с зимним дизельным топливом в баке, потому, как оказалось, температура была около -48 градусов. После этого случая предпочитаю зимой иметь в машине китайский газовый баллончик с горелкой, с их помощью очень удобно прогревать топливопровод, если вдруг его прихватило.

Поэтому в этом году решил проблему следующим образом. В Интернете нашел сайт НОМАКОНА, там рекламировались подогреватели дизельного топлива. После общения на форуме с Евгением Власовым из г. Сарова, решился. Мой знакомый из Москвы привез проточный подогреватель ДТ и бандажный предпусковой подогреватель топливного фильтра с электроникой. С другом стали устанавливать подогреватели - было еще тепло. Установили предпусковой подогреватель, начали включать – не включается, жали-жали на кнопку, сгорело сопротивление в блоке управления.

Как оказалось потом, в блоке управления установлен термодатчик, и именно он не давал включиться подогревателю, так как он срабатывает только тогда, когда температура понижается до +5 градусов. Никакого предупреждения об этом в инструкции естественно не было. Починили – запустили. Да, кстати подогреватель комплектуется 2 хомутами, как выяснилось далее, они меньшего размера, чем надо, пришлось срываться на рынок и подбирать другие хомуты.

     Следующий этап - установка проточного подогревателя, место ему определил в отсеке за воздушным фильтром, так как только туда можно более-менее подлезть с дрелью. (Фото проточного подогревателя). Установили (для установки потребовался бензошланг от «Жигулей» 60 см, два хомута и два самореза), стали подключать, один из проводов по инструкции должен идти на обмотку возбуждения генератора. Прозвонил провода генератора, оказалось, что  там от 6 до 7 вольт вместо 12В.

Поэтому подключил данный провод на клемму предохранителя заряда аккумулятора под передней панелью, там появляется +12В, когда двигатель заводится. Если развернуть блок предохранителей обратной стороной, то во втором ряду сверху с правой стороны находится восьми контактный разъем, к нему подходит 7 проводов, в верхнем ряду левый белый провод отвечает за заряд аккумулятора. По инструкции подогреватель должен автоматически включаться при понижении температуры дизельного топлива до +5 град, поэтому оставил так и ездил, пока на улице не похолодало. Решил проверить работает или нет. Не работает и мало того, ни какой индикации включения конструкцией подогревателя не предусмотрено. Снял подогреватель отнес спецам - сделали вывод бракованная микросхема, тогда выбросил всю электронику и с помощью автомобильного реле и клавиши подключил подогреватель по следующей схеме. А параллельно тену подогревателя, через дополнительное сопротивление

и контакты 5 и 6 разъема подогревателя вывел зеленый светодиод на панель управления подогревателя топливного фильтра. Теперь, когда работают подогреватели, наблюдаю красный огонек, сигнализирующий работу подогревателя на фильтре и зеленый, когда работает проточный.

Справа, Вы видите снимок блока управления подогревателями. Здесь, также, видна клавиша «Idle up», выведенная с передней панели, так как вместо нее установлена клавиша открывания передних дверей, клавиша принудительного включения электровентиляторов горизонтального радиатора и дополнительная кнопка стартера.

Еще один момент, проточный подогреватель комплектуется предохранителем 15 А, после того, как он второй раз сгорел, замерил потребляемый ток, оказалось 18 А, пришлось установить 20 А предохранитель - сейчас все нормально. 

Работа подогревателей осуществляется следующим образом – после включения зажигания, нажатием кнопки включается подогреватель фильтра, время его работы выбираете сами, через 10 минут он отключится, кстати, есть второй режим, когда он включен постоянно. Заводите двигатель и, если в этот момент включена клавиша подогревателя на зимнее положение, то запускается проточный, схема устроена так, что проточный запускается только после старта двигателя, чтобы не разряжать аккумулятор.

          Таким образом, была решена проблема предпускового подогрева топливного фильтра и последующего подогрева дизельного топлива, поступающего в него.

Осталась еще одна проблема – если в баке каша, а не ДТ, то вряд ли она пойдет в топливопровод. Поэтому  снял топливный бак и, просверлив 4 отверстия в нижней части, завел в бак две медные трубки диаметром 15 мм. Места соединений запаяли. С задней стороны топливного бака трубки соединил куском шланга на 14 мм, затем подключил их к «обратке» печки салона. Теперь дизельной топливо в баке при работе двигателя подогревается охлаждающей жидкостью.

Потребовалось 2,5 м медной трубки диаметром 15 мм, припой ПОС-90, 2 м шланга диаметром 14 мм, 6 хомутов. Кстати летом стоит только закрыть кран заднего отопителя и горячая охлаждающая жидкость перестанет поступать в топливный бак.

Выводы:

1. Если кто будет покупать НОМАКОНовские подогреватели, хорошо подумайте – стоит ли брать с автоматикой или хорошо их проверяйте.

2. Уже в процессе эксплуатации понял, что подогреватель топливного фильтра можно было не покупать, он нужен только в случае, когда машина длительной время стоит на стоянке и возникает необходимость в ее эксплуатации, вот тогда он только может понадобиться для разогрева фильтра и запуска двигателя.

 

Топливный бак после доработки.

3. Оборудовать бак таким же образом, тоже, возможно, не следует, так как дизельное топливо поглощает почти все тепло, остающееся после работы печки. И второй момент, - НОМАКОН  стал выпускать универсальный подогреваемый топливозаборник, устанавливается на штатный топлизаборник. Работает он от бортовой сети и для его установки требуется просверлить только одно отверстие в лючке топливозаборника, - для вывода провода электропитания и можно не уродовать сам бак отверстиями.

4. Возможно, кому-то все вышеописанное покажется лишней головной болью, но могу сказать только одно, что ощущаешь себя намного комфортнее, когда имеется возможность подогрева и бака, и фильтра, и самого дизельного топлива. Данный материал подготовлен не как призыв «Делай как я», а как лозунг «Не допускай таких ошибок».

ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ

С ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКОМ ПИТАНИЯ

Когда машина стоит в холоде, но есть возможность подключения к электроэнергии, то возможно следует установить на двигатель предпусковой подогреватель с внешним питанием 220 В, их изготавливает Тюменский завод ТАТЭ, мощность 1,5 кВт. Есть и импортные аналоги, но у меня установлен именно такой.

Идея такая – надо установить так подогреватель, чтобы между его шлангами (подающим и выпускным) была как можно большая разность высот, тогда нагреватель разогрев порцию тосола, выталкивает его вверх, а снизу подсасывается холодный. В подогревателе установлен терморегулятор, который отключает питание, когда температура охлаждающей жидкости достигает 70 градусов.

Когда двигатель заводится, чтобы не нарушать естественной циркуляции в подогревателе закрывается обратный клапан.

     При установке, как всегда, потребовались переделки и доработки. Подогреватель закрепил в соответствии инструкции на подушке двигателя с левой стороны, для этого штатный кронштейн пришлось удлинить (привернул на болтах еще одну пластину). (Фото подогревателя снизу).

    Под расширительным бочком в двигатель идут два шланга: большого диаметра - обратка из радиатора через термостат и малого диаметра – «обратка» печек. Она подсоединяется к двигателю рядом с термостатом изогнутым шлангом. Этот шланг необходимо снять и поставить тройник на 16 мм (желательно металлический),

 

 подогреватель вид снизу

затем подключить изогнутый шланг так, чтобы он как можно меньше перегибался, то есть для подключения тройника нужно использовать шланг на 16 мм как можно меньшей длины.Боковой отвод тройника подсоединяется ко входу подогревателя.

 

 

Теперь задача - соединить самую нижнюю точку охлаждения двигателя с самой наивысшей, тогда естественная циркуляция будет лучше. У меня бас старый, поэтому на выходе из помпы у меня стоял только один термодатчик, а второе отверстие было заглушено. Я выкрутил заглушку и вкрутил туда сливной кран от «УАЗа» старого типа (нового типа кран может тоже подойти, но он выше, можно также использовать любой штуцер с нужной резьбой) и соединил кран шлангом с выходным штуцером подогревателя. Было использовано 2 м шланга на 16 мм и 6 хомутов, все соединения промазывались силиконовым герметиком.

 

 Есть другой вариант - вставить тройник в шланг подачи охлаждающей жидкости в печку. И еще один (как предлагают в родной инструкции) - выкрутить датчик температуры блока и выточить переходник (то есть удлинить его и предусмотреть место для штуцера подключения подогревателя) и соединить их.

Испытания показали, подключенный по этой схеме подогреватель разогревает двигатель со стороны выпускного коллектора, затем идет нагрев самой головки. Нагрев блока рукой сильно не определишь, но после работы подогревателя в течение 40 минут из двигательного отсека ощущается приятный поток тепла. Даже в –40 град через 1,5 – 2 часа (раньше просто не заводил) двигатель запускается. Штатный электропровод от подогревателя заменил более длинным, на конце припаял разъем от блока питания компьютера и закрепил его в переднем бампере. Теперь для включения подогревателя не надо открывать двигательный отсек, а достаточно подсоединить к разъему сетевой компьютерный шнур и включить в розетку.

 

Помпа

При установке подогревателя сомневался, будет ли нормальная циркуляция охлаждающей жидкости, поэтому в отсеке воздушного фильтра установил электропомпу от «Газели» и соединил ее в разрыв выпускного шланга подогревателя. При испытаниях включал помпу от зарядного устройства, в этом случае нагрев двигателя был более равномерный, но помпа гоняла теплую охлаждающую жидкость и через печки, а у меня и через топливный бак и теряла там тепло. Поэтому в настоящее время ее не включаю, может, даже демонтирую. Но, в то же время, есть возможность прогреть «басик», если даже замерз бак с летней соляркой.

Использовать мой опыт или нет, Вам решать, но буду рад, если кому-нибудь он окажется полезным.

Удачи на дорогах.

С уважением, Пурик Константин

Благовещенск @ 2002 г.   Design by:  Gryazev D.V.