TOYOTA

MASTER ACE  SURF

Страничка, посвященная ремонту и эксплуатации автомобиля

Toyota Master Ace Surf

 (Town Ace, Master Ace и Lite Ace)

Как я побеждал вакуумный насос (3СТ)
Вакуумный насос новой конструкции
(с 94 года) - устанавливаемый сверху на клапанную крышку.

Ремонт

Своими руками

 

    Сначала дизель просто стал работать "громковато". Потом на фоне шума двигателя стал проступать все более отчетливый металлический стук, совпадавший по частоте с оборотами двигателя. Причем, он иногда (на ходу), пропадал, и двигатель работал совершенно нормально, тихо.

    Особенно сильно стучало на прогреве и низких оборотах. На большом морозе не сразу после «заводки» появлялся вакуум: тормоза были "жесткими" до полного прогрева двигателя, при этом горела лампочка стояночного тормоза, и только потом становились "мягкими" (лампа гасла).

    Прослушав двигатель (можно так: монтировка прижимается к уху, другой конец последовательно прижимается к различным частям двигателя), выяснил, что "стучит" именно вакуумный насос. Будучи на сервисе, попросил ребят открутить его, посмотреть, - может, чего заметим. Сняли - видимых проблем не обнаружили (это потому, что не знали где и что смотреть, да и помыть насос было некогда, а без промывки, наверное, и не увидели бы). Завели движок, прикрыв открывшуюся дыру в клапанной крышке тряпкой, - движок работал бесшумно, чем подтверждалось мое наблюдение, что проблема именно в нем.

    Узнав, сколько стоит новый насос (что-то около 400 уев!), решил ездить "так", пока не «сдохнет», а при случае, рискнуть и, на свой страх и риск, разобрать (данное устройство почему-то считается неразборным и заменяемым целиком, что есть полная чухня! об этом дальше), чтоб попробовать отремонтировать. Терять-то, все равно, нечего. Решил так потому, что, исходя из общих соображений, влиять его отказ может, по большому, только на тормоза - они станут "жесткими", но это, вроде не беда. Так и ездил, ища время (которого всегда не хватает) и место, чтоб разобраться с этим аппаратом.

Что случилось, в конце концов

    Может, я бы и доездил "так" до времени, когда его разобрал, но, к сожалению, меня подвели морозы, которые случились в ночь под Рождество. Было -33С. После «заводки» движок уж очень громко стучал, и даже после прогрева вакуум не появился - горела лампа ручника. Стук стал какой-то странный - "разный", не такой стабильный, как раньше.
    Тем не менее, ехать было надо, и я тронулся в путь с "жесткими" тормозами, тихонечко, аккуратненько. Проехал 1км - загорелась лампа уровня масла. Открыл двигательный отсек - он весь в масле. Увидел, что крышка насоса наполовину отсутствует :(
    Очевидно, что масло вылетело именно в эту дыру :(. Долил масло, что было с собой, и на малых оборотах, шагом, вернулся к дому.

    Снял насос (в гостях был Василий (Mosh), он и помог, за что ему отдельная благодарность). Кроме разрушенной крышки обнаружился большой скол в нижней направляющей части корпуса насоса. Отколовшаяся часть, очевидно, упала под клапанную крышку. Видимых повреждений распредвала, по эксцентрику которого катается ролик штока насоса, не обнаружил :), провалившейся под клапанную крышку части корпуса насоса - тоже :(
    Кроме этого, был залит маслом весь двигатель и двигательный отсек до такой степени, что залило какие-то датчики (?) от чего перестали отключаться свечи накаливания после прогрева. Я их вынужден был на какое-то время отключить, убрав предохранитель на 80А
(его трудно было найти, оказался под/за водителем в лючке на верхнем его крае - и ещё сложнее "вынуть" - он под болтами, поэтому надо ослабить винты крепления блока предохранителей, выдвинуть блок на себя и тогда будет доступ к болтам предохранителя).

Как восстанавливал работоспособность

    Купил на разборе (за 100уев с неделей на проверку-возврат) «вакуумник» от 2С-Т (мой был от 3С-Т). У него чуть-чуть другая конструкция – вакуумный штуцер выходит из корпуса строго в противоположную сторону. Но поскольку со штуцера вакуум передается на приемную трубку на двигателе ШЛАНГОМ, просто пришлось заменить шланг - сделать его более длинным.

    Со шлангом, кстати, тоже не все так просто: у него внутренний диаметр д.б. примерно 10..11мм, а в магазинах для ТАЗов - максимальный 8мм :( Пришлось разогревать в горячей воде и натягивать.

    Поставил на прежнюю прокладку (она металлическая), предварительно почистив, что можно. Соединил все вакуумные трубочки - не с первого раза, т.к. место подключения сместилось - пришлось "перекинуть" их, сняв некоторые фиксирующие хомуты.

    Собственно всё. Самым сложным было - найти вакуумный насос на разборах в нормальном (хотя бы с виду) состоянии.

    Помыл отсек и двигатель (аэрозольная отмывка для дизельных двигателей за 120р) и проблема с неотключением свечей прошла сама собой. Вот только остался чуть-чуть повреждённым предохранитель на 80А (надо будет его заменить).

"Что это было?" (что можно сказать о механике процесса разрушения)

    На рисунках представлен разобранный разрушенный насос…

    Судя по характеру разрушений, следам/царапинам на частях насоса, получается такая картина происшествия:

   - в течение эксплуатации ослабла и начала постепенно отворачиваться законтренная гайка на конце штока насоса; (это, видимо, беда насосов этого типа, т.к. мне говорили, что у многих они начинают стучать)
   - появился люфт (недостаточное натяжение штока пружиной), что приводило к отклонению штока при поступательных движениях внутри направляющей его нижней части корпуса насоса;
   - в конце концов гайка открутилась: при нормальной работе гайка на конце штока в крайнем положении входит в углубление на крышке, поэтому соскочив с оси, она тут же была прижата поршнем к крышке и выдавила её кусок (материал там типа силумина, не шибко крепкий)
   - шток, оказавшийся свободным, под действием пружин выдвинулся слишком сильно вниз, был перекошен эксцентриком-кулачком на распредвале, по которому бегал, выломал часть направляющей стенки насоса.

    Вот такая грустная картина. Мороз, видимо, усугубил вибрацию, трение и ускорил отвинчивание гайки.

    Как я понимаю, стоило только открыть его (там винты под отвертку-звёздочку) и подтянуть гайку - ничего бы не случилось.

    Проблемы этого узла, думаю, связаны с недостаточной смазкой - масло подаётся снизу, из под клапанной крышки струей под давлением на шток и корпус насоса (там есть такое "сопло"). Пока двигатель не прогрелся, особенно на морозе, струя или недостаточная, или ее нет.

    На нижних фотографиях показаны клапана и уплотнения насоса. Как видите, всё довольно просто и не наблюдается никакой "не ремонтопригодности".

Выводы

1. Нельзя "ждать": со всеми стуками-хрюками надо разбираться максимально быстро, пока не пошли последствия.

2. Вакуумный насос - всё-таки разборный блок и вполне возможно, что может быть отремонтирован, если сделать всё ВОВРЕМЯ!

Сергей Кошелев (СергейКА)
8(903) 189-40-90
mailto:skosh@hotbox.ru

Благовещенск @ 2003 г.   Design by:  Gryazev D.V.