Автопутешествие Аркадия Олянюк из Гаджиево Мурманской области
Мурманск => Санкт – Петербург => через Москву на Ростов-на-Дону => п.Хоста и Красная поляна Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Теперь по порядку. Я  бывший флотский офицер (капитан 3 ранга запаса), живу в городе Гаджиево Мурманской области. У черта на рогах (в смысле далеко от цивилизации).

      С 1998 года я каждый год с семьей занимаюсь автопутешествиями, каждый отпуск проезжаем около 8000-10000 км.

     Все началось с внезапного решения купить машину. Т.к. денег особо не было, я решил купить недорогую и не новую машину.

 

 

> НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ <

Путешествие Аркадия Олянюк

 

   Для увеличения фотографий, щелкнуть мышью на снимке!

 

Рассмотрел несколько вариантов и ничего хорошего не нашел. Тут сослуживец случайно предложил 15 летний Opel-Ascona. Машина мне понравилась, и я решил купить ее с надеждой через год - полтора купить получше, а на этой потренируюсь. Тренировался и катался я на ней до 2005 года, зрел для новой покупки.  Я давно хотел купить микроавтобус или минивэн. Начал смотреть варианты в Интернете. Остановился на двух автобусах: Мерседес - Вито и Фольксваген Т4.

 

 

В европейской части России немцы имеют перевес над всеми остальными. Хотя в Мурманской области всегда было много японских машин, т.к. в Норвегии и Финляндии очень любят японцев, причем только с левым рулем (правые у них «не играют»). 

 

Когда мы с женой уже собрались ехать покупать машину в Санкт-Петербург, случайно заехали на мурманский авторынок. На рынке было несколько хороших предложений. Был Мерседес- Вито 1995 года, полный набор всех опций, но дорого. Были и Транспортеры, но год 1992-94 (староваты). Были и несколько японцев разных годов выпуска. Нам очень понравилась TOYOTA HI-ACE  1997 г. Договорились с продавцом о покупке и на следующий день я стал счастливым обладателем TOYOTA. Как сказала жена: «Сбылась мечта идиота».  Комплектация следующая: 1997 г.в., грузопассажирская (6 мест), короткая база, 5 дверей, дизель 2L  2,4 литра – 80 л.с. без турбины, механическая 5-ти ступенчатая КПП, 2 подушки безопасности, АВS, ГУР, иммобилайзер, центральный замок. Машина полукапотная (для Европы), за счет этого очень большой  салон (особенно после Опеля). Поддон двигателя надежно защищен балкой переднего моста, двигатель и бак снизу прикрыт пластиковой защитой от случайных камней. Передняя подвеска на торсионах, задняя независимая на пружинах. Короче классная машина, я это понял, когда немного поездил.

В июне 2005 года случилось самое главное. Мы на новой машине поехали в отпуск. В машине я и жена Лена, сын Антон 10 лет. Дочь своим ходом уехала к бабушке на Украину. План был следующий: Мурманск => Санкт – Петербург => через Москву на Ростов-на-Дону => п.Хоста и Красная поляна Краснодарского края. Затем в Украину => Донецкая и Житомирская область. Ну а потом домой на Север опять через Ростовскую область.

15 июня 2005 мы взяли курс на юг. Выскочив после Мурманска на оперативный простор (на трассу М18) через 300 км я понял, что с выбором машины мы не ошиблись. Большой салон, достаточно мягкая торсионная передняя подвеска, высокая посадка (едешь, как в джипе). Доехав до Петрозаводска (около 1000 км), еще приятная неожиданность. Хотите верьте, хотите нет, но средний расход на трасе около 7,5 литров дизтоплива. Я честно рассчитывал на 9-10 литров. При этом несколько ложек дегтя. Машина достаточно шумная, особенно на скорости 30-60 км/час. Я так полагаю, сказалось прошлое, все-таки машина была изначально грузовая и шумоизоляция недостаточная.  На кочках достаточно сильно прыгает корма, отсюда вывод: на плохой дороге надо грузить «задницу» и снижать скорость. При этом 15 дюймовые колеса «проглатывают» все неровности и небольшие ямки. Кстати о скорости: под Питером на хорошей дороге решил попробовать, как может ехать эта машинка. Конечно, это не легковушка, но 130-140 бежит легко (на спидометре максимум 160). На скорости достаточно устойчивая, не рыскает и не пытается подскочить и продолжить путь по воздуху.

Дальнейшая дорога ничего особенного не представляла. Машина большая, проблем с отдыхом никаких. Кстати у нас нет в машине кондиционера, но в дороге особо не страдали от жары, за все путешествие я бы включил кондиционер раза два ( в Москве в пробке на МКАД и в Сочи,  когда садишься в полдень в машину, которая стояла на солнце).

После Горячего Ключа в Краснодарском крае начинается горный участок дороги. Я не первый раз еду по этому маршруту, поэтому немного представлял, что меня ждет. Участок Горячий Ключ  - Джубга предназначен для тренировки езды по горным дорогам. Проверка для тормозов, рулевого управления и терпения. Далее дорога до Сочи сплошной горный серпантин с неплохим асфальтом, резкими поворотами на 90-180 градусов с перепадом по высоте. Т.к. дорога одна и не очень широкая скорость по ней практически всегда очень низкая (в позапрошлом году иногда ехал на первой-второй скорости). Участок 200 км едешь 4-5 часов. В этом году не повезло встречным. В районе Туапсе навстречу ехал КРАЗ с бульдозером на платформе со скоростью 10 км/ч брал подъемы и спуски. За ним машин 20-30 проверяли свою систему охлаждения. Кстати TOYOTA HI-ACE температуру держит железно. Большой радиатор и постоянный привод вентилятора  делает свое дело как надо. Бесплатный совет: этот участок наиболее удобно проходить рано утром (5-8 утра), машины уже есть, но нет пробок и не жарко. Дорога очень красивая, идет то в горах, то вдоль моря. Мы купались и отдыхали  в районе Якорной Щели (деревня так называется). На горном серпантине я для себя выявил еще один положительный момент. Дорога достаточно трудная, много спусков и подъемов с поворотом на 90-180 градусов, во многих местах даже профилированная. Я сначала по привычке  стал «баловаться» тормозами и постоянно переключался, а потом перешел на торможение двигателем и ехал практически все время на 3й скорости. За счет большой компрессии торможения хватало практически всегда, а тяга дизеля «офигенная».  Хочу отметить еще один момент. ГИБДД в Краснодарском крае очень много, работают бригадами, точно знают, где водители любят нарушать скоростной режим и разметку на дороге. Причем я лично удостоверился, что это характерно как для равнинной части и загородных трасс, так и для городов и поселков. Если вы встали под знак или проехали под «кирпич» энергичный сотрудник ГИБДД появиться, как акула на место катастрофы. Я лично в Анапе наблюдал, когда вместо ГИБДД на «водилу» наезжали простые патрульные с просьбой помочь материально. 

В Сочи полный бардак с движением, езда местных товарищей напоминает броуновское движение. Кто едет через Сочи в наплавлении Адлера, должен очень внимательно следить за указателями. После Сочи езда сплошное удовольствие, почти европейский автобан, главное не проскочить нужный вам поворот. Такую бы дорогу от Новороссийска до Сочи.

Отдых на море у нас начинался в Хосте. Две недели снимали 2х комнатную квартиру по 100 рублей с человека. На стоянку машину не ставили, т.к. рядом не было стоянки, а двор маленький и не проходной. Машина оборудована сигнализацией с пейджером, это давало некоторую уверенность. Вообще я считаю, если машину захотят угнать,   то ее угонят и сигнализация поможет только против дилетантов и хулиганов,  а «профи» обойдет любую сигнализацию и все блокировки. Мы не первый год отдыхали в Хосте, поэтому нам все было знакомо. Погода была хорошая, море только холодноватое для июля. Кто не помнит 2005 год, напомню: в начале лета на юге были сильные грозовые дожди, которые сильно остудили море, и вода достаточно долго была грязная. В районе Сочи даже размыло селем железную дорогу, а нам по пути следования тоже попадались несколько участков с размытой дорогой.

После Хосты наш путь лежал в горы, в п. Красная Поляна. У нас были путевки на турбазу МО РФ. Дорога в Красную Поляну сейчас отличная, только один участок переделывают, выравнивают и расширяют. От старой дороги по ущелью реки Мзымта остался один участок около 5 км, да и тот, говорят, сейчас уже закрыли, т.к. пустили 3й туннель сквозь горы. Старая дорога была не для слабонервных. Очень узкая, вырублена в виде карниза в сплошном камне над пропастью. Мы с женой первый раз ехали по этой дороге на автобусе в 1989 году. Ехали ночью, когда стало светло, жена закрыла глаза и стала читать разные молитвы, которые никогда не знала. В 2005 году жена мне на этой дороге установила скорость 20 км в час, а сама села у открытой двери с левой стороны. Дорога оборудована двумя рядами стального ограждения, и улететь в пропасть можно только при очень сильном желании и на большой скорости. Очень хотелась сделать несколько снимков, но на дороге не разрешается останавливаться. Очень узкая дорога и в некоторых местах две машины не разъедутся. Поселок Красная Поляна - это будущая горнолыжная столица России. Кто не был, рекомендую съездить хотя бы на экскурсию. Зимой в Красной Поляне почти как в Альпах, только сервис не тот. Да и горнолыжный спорт очень дорогое удовольствие. Мы отдыхали в Красной Поляне уже раз 5, летом и зимой. Фотографии говорят сами за себя.

Путь от Мурманска до Красной Поляны составляет 3800 км. За это время машина показала себя только с хорошей стороны, даже проколов колес не было. Два раза доливал масло, всего около 1 литра. Перед отпуском залил Shell Helix Ultra 5W-40 (полусинтетику). Масло для дизельных и бензиновых двигателей. Сейчас я считаю, что это масло все таки лучше для бензиновых двигателей, а для дизеля лучше брать чисто дизельное, оно меньше угорает. После отпуска залил Shell Helix  Ultra 10W-40 (полусинтетику) для дизелей, совсем другое дело. Я кстати уже несколько лет езжу только на этом масле, сразу после того, как из-за  масла Лукойл у меня зимой провернуло на Опеле вкладыши. Воруют и подделывают все.  Масло беру только у проверенных поставщиков. В Мурманске это Экспонефть. Солярка везде стояла по разному: самая дорогая 15р в Мурманске, самая дешевая Адыгея 10=50 («паленая» наверное). Мы заправлялись в основном на АЗС ТНК или Лукойл по цене 12=30 – 12=50 рубликов за литр. Правда в Воронежской области на заправке ТНК мне показалось, что у них счетчик безбожно врет в сторону продавца, но не пойман не вор. Мне потом сестра жены в Питере объяснила, что покупатель на заправке имеет полное право потребовать налить мерный стакан (10 л), если он сомневается в точности счетчика. При этом оплачивать замер не надо.

После Красной Поляны мы еще 7 дней отдыхали в Кудепсте (это между Сочи и Адлером). В конце июля рванули от моря в Ростов. Далее через Новошахтинск на Украину. Переход границы занял не много времени. Перед украинской таможней содрали страховку в размере 540 рублей (в прошлом году на Опеле обошлось в 320р.). У них постоянно меняются правила. На таможне с украинской стороны сотрудник очень тщательно досматривал машину. Я каждый год езжу на Украину, но такое видел первый раз. Таможенник осмотрел все, порылся даже в пакете с туалетной бумагой. Потом попросил предъявить задекларированную валюту. Я в декларации указал всего 200 долларов, остальные деньги при необходимости можно снять с карты Visa. Кстати в отпуске проверил на практике возможность путешествовать с картой Visa-electron (Сбербанк, обычная рублевая карта) по территории Украины. В любом банкомате, где есть картинка Visa, нашу карту берут, переводят все в гривны и выдают с грабительским процентом. Поэтому в этом году я как обычно возьму с собой необходимое количество  долларов. Так вот таможенник пересчитал?!!??? предъявленную валюту и вернул. Я положил деньги в карман и мы поехали. Через 70 км решили покушать у озера. Я деньги из кармана решил переложить на штатное место в кошелек и … не хватает 50 баксов. Представляете? Таможенник нас раздраконил своим досмотром, а потом кинул на 50 долларов. И загнул купюру в момент передачи денег из рук в руки.  Вот такие мастера нынче работают на таможне. Жалко их министры об этон не знают. Я сначала хотел вернуться и вцепится в морду этому фокуснику, потом подумал, подумал и решил, что не смогу доказать факт воровства. Так и поехали дальше с плевком в душе. Маршрут по незалежной Украине планировался следующий: г. Дружковка Донецкой области – Чудновкий район Житомирской области, через Днепропетровск, Умань, Винницу.   В Украине был жутко дорогой бензин и солярка (около 16-18 рублей на наши деньги). Полный беспредел с указателями, особенно на второстепенных дорогах. Дороги в основном неплохие, если не заезжать в города и поселки. Участок Донецк – Днепропетровск  мне понравился больше всего. Холмистая местность, много ставков, можно по пути остановиться на обед и покупаться.

 

 

 

Наша семья летом 2004 года в Красной поляне.

 

Любимое развлечение украинских дорожников пускать транзитный транспорт по окраинам малых и средних городов, когда нет объездной дороги. Знаменка, Александрия, Пятихатка и другие населенные пункты имеют на таких маршрутах элементарное отсутствие асфальта, огромные ямы и лужи. Совсем путешественнику не повезет, если он въедет в такой город поздно вечером или ночью. Нет указателей и очень темные украинские ночи при полном отсутствии уличного освещения, плюс все жители стараются лечь спать с заходом солнца. Я в 2003 году, еще на Опеле ночью два часа катался по окраинам Мелитополя, пытаясь найти выход на трассу в сторону Мариуполя.

 

При проезде Украины с востока на запад бросилась в глаза местная особенность: местная ГИБДД (ДАI) начисто отсутствовала. Президент Ющенко в это время объявил о реформе ДАI, поэтому  все менты в это время были заняты реформированием самих себя.  Как следствие, многие машины в пределах населенных пунктов неслись 80-90 км/ч, при этом водители забывали о мотоциклистах и велосипедистах, которых на Украине великое множество. Мы наблюдали последствия трех аварий с ними, в двух был  летальный исход. Я, честно говоря, всегда опасаюсь в маленьких городах и селах пьяных камикадзе на великах, поэтому стараюсь быстро не ехать. Как бы то не было, но езда по Украине не утомительна.

 

 

Вид с корпуса где жили на склон горы…

 

 

 

Гора Аибга с разных ракурсов (вид с турбазы)…

 

 

Грузопоток на дорогах не такой сильный как в России, а  в некоторых направлениях вообще очень мало большегрузных автомобилей. Кстати самые добрые и воспитанные дальнобойщики в Мурманской области и Карелии. Не препятствуют обгону, на закрытых участках дороги поворотниками дают сигнал  водителям легковушек начинать обгон.

С Украины  я планировал через Житомир, Киев и Чернигов выехать в Брянскую область, а затем через Смоленск ехать на Питер. Но пришлось загрузить TOYOT-у под самую крышу домашними вещами двинуться обратно в Донецкую область. Я не знаю, сколько я загрузил груза, но на поведении и на скорости это практически не сказалось. Может быть, чуть возрос расход топлива.

Обратно на территорию России мы поехали через Луганск на Миллерово. Таможня на этой дороге - два вагончика. Переход быстро и просто. Единственный недостаток, это отсутствие «цивилизации» вдоль дороги.  Далее по трассе М4 «Дон-1» на Москву и затем на Питер. Трасса М4 сейчас активно ремонтируется и расширяется. С моей точки зрения проблемными являются некоторые куски в Воронежской области и в Липецкой. Машин бы поменьше больших на трассе и все было бы отлично.

 

     Не доезжая Москвы, на 173 км, дешевая и приличная гостиница с охраняемой стоянкой (50 рублей стоянка, если ночуешь в машине, 300 рублей комната, душ бесплатно). Всем рекомендую. Москва столица встретила как обычно суетой на дорогах. За 150 км уже чувствуешь, что подъезжаешь к мегаполису. За 50 км уже как в городе, скорость, правда, 100-120. МКАД это сплошной грузопоток, встречаются и пробки. В этот раз наблюдал встречную пробку около 10-12 км длиной.

 

 

Жена Лена.

 

 

Жена и сын меряют "парик".

 

 

Антон - вольный стрелок…

 

 

Антон и стоянка для туристов у подъемника…

 

 

Антон на фоне мини гостиницы у подъемника.

 

Когда ехали на юг, пробок особо не было. По МКАД ехать лучше всего поздно ночью, рано утром или в районе 12=00. В это время «кажется», что меньше машин. Не дай бог попасть на МКАД вечером в пятницу или воскресенье. Такое ощущение, что вся Москва каталась на машинах на дачу.

Дорога на Санкт-Петербург тоже приводится в порядок. Смотришь, через пару лет будет «автобан». И совсем, хорошо себя чувствуешь на трассе М18. Нет населенных пунктов, постоянная скорость, главное в яму не заехать. У нас есть мастера, которые до Питера доезжают за 15-16 часов (1450 км). 

 

 

 

Вид на горы, за горой Абхазия.

 

Антон с другом перед сплавом…

 

Жена с подругой в Ростове на берегу Дона…

 

За отпуск 2005 года проехали на TOYOTA HI-ACE 11000 км, спалили  780 л солярки, средний расход 7 л/100км, средняя цена 13.30 руб/литр. Неисправностей нет, колеса не пробивали. Дома уже обнаружил, что с переднего колеса слетел грузик и у покрышки явная плешь, придется менять. Самое большое огорчение, это трещина в лобовом стекле. Где-то за Воронежем, какой то «урод» обогнал на ремонтирующемся участке на полной скорости. Камнями обстреляло всю машину, один попал в край стекла и пошла трещина.

 

ТОВАРИЩИ ВОДИТЕЛИ, БУДЬТЕ ВЗАИМНО

ВЕЖЛИВЫ НА ДОРОГАХ РОДИНЫ!!!

Левый берег Дона (зона отдыха).

 

Аркадий Олянюк,

Гаджиево, Мурманской обл. 

 

 

 

 

TOYOTA MASTER ACE SURF  Technical Site

Благовещенск @ 2003 г.   Design by: Gryazev D.V.