TOYOTA

MASTER ACE  SURF

Страничка, посвященная ремонту и эксплуатации автомобиля

Toyota Master Ace Surf

 (Town Ace, Master Ace и Lite Ace)

 

 

Антифриз, мифы и реальность…

 

Ремонт

Своими руками

 

     Пишу статью с целью развеять кучу сложившихся мифов по антифризам и попытаюсь ответить на самые распространенные вопросы. Все, что мы знаем о них – с красочных этикеток, со слов продавцов в магазинах, да со слов «авторитетного дяди Васи» из соседнего гаража.

     Для начала определимся: что такое тосол и что такое антифриз.  Название тосол мы знаем уже довольно давно. Это жидкость, разработанная в отделе Технологии Органического Синтеза (ТОС) и названная в его же честь. Приставлка «...ол» в конце, как мы знаем из химии, означает принадлежность к группе спиртов. Про историю появления тосола Вы можете почитать тут: http://www.tosol.ru/his_opt.shtml . Прочитаете и убедитесь, что тосол и жигули созданы друг для друга. А вот тосол и зарубежная техника – это спорный вопрос!


     Антифриз в своем названии содержит 2 иностранных слова: приставку анти (anti) и корень фриз (freeze), что в дословном переводе означает: против замерзания. Слово это применяется к жидкостям, работающим при низкой температуре в различных установках, требующих дополнительного охлаждения, в том числе и в автомобильных двигателях.

 

Основные предъявляемые требования к антифризам:


- низкая температура замерзания;

- высокая теплопроводность и теплоемкость;

- низкая вязкость в условиях низких температур;

- низкий уровень вспенивания;

- высокие температуры кипения, а также воспламенения;

- стойкость конструкционных материалов деталей систем охлаждения к воздействию антифриза.


     Антифризы появились еще в начале 19 века и делались на базе глицерина, имевшего температуру кипения не менее 250 градусов С. Так как глицерин был токсичен да и жидкость на базе него не обладала необходимой текучестью от его применения отказались. Далее был этанол, который также был токсичен и, мало того, его пары оказывали психотропное воздействие на человека (тогда считали водителей автомобилей сумасшедшими, – не зря). В нынешнее время антифризы производят на базе «гликолей» (моноэтиленгликоль, пропиленгликоль, полипропиленгликоль) с моющими, антикоррозийными и смазывающими присадками. В чистом виде «гликоли» замерзают уже от -10 градусов С, но при смешении с водой их кристаллизация может быть ниже -70 градусов С! Слишком большое количество воды имеет обратный эффект: чем больше воды, тем выше температура замерзания и ниже температура кипения. Современные производители выпускают концентраты антифризов, имеющие оптимальную температуру замерзания/кипения при смешении их с водой в соотношении 50/50.
Каждый, уже имеющий автомобиль, а тем более только приобретший зарубежную технику, сталкивается с проблемой выбора: что лить в систему охлаждения? Многие решили эту проблему так: ценовая политика! «Чем дороже, тем лучше», - увы не всегда является правильным аргументом. Кто-то придерживается одного определенного производителя и одной определенной марки, кто-то льет, что придется, не задумываясь о последствиях, а большинство из нас привыкло выбирать по цветовому признаку. «.. обществе, где нет цветовой дифференциации штанов – нет цели!..» Кин-Дза-Дза. Но это все лирика! Моя цель: помочь Вам правильно выбрать антифриз именно для Вашего автомобиля. Статья эта никем из производителей не оплачена, поэтому Вы не увидите тут ни рекламы чего-то конкретного, ни скрытой корысти (хотя жаль... деньги никогда не помешают).

    Когда в России изобретали тосол, – смотрели на Европу (и не только тосол, если касаться автомобилей и автомобилестроения ;-)). Будем смотреть на Европу и мы при выборе антифриза. А точнее на стандарты компании Volkswagen. Немаловажно следовать рекомендации производителей двигателей/автомобилей. Но: производители советуют определенные марки какой-то определенной фирмы, что является в большинстве случаев рекламным ходом (лейте в зажигалки зиппо только бензин зиппо, и она прослужит Вам вечно :-)). Действительно на что нужно обращать внимание, так это на рекомендательный срок эксплуатации/замены антифриза. У каждого двигателя он может быть разным и максимальный срок эксплуатации антифриза в системе охлаждения устанавливает отнюдь не производитель антифриза.


    Теперь разберем составы антифризов. VW позиционирует это как стандарты/допуски, а в России уже привыкли относиться к этим буквенным обозначениям, как классификации:

 

G11 / CODEG11

Это антифризы на базе этиленгликоля с неорганическими ингибиторами коррозии. Самый распространенный тип антифризов в России, так его производство дешево и не трудоемко. Антифризы этого допуска могут отличаться по цене между собой в зависимости от количества, от качества присадок (кроме силикатов, которые являются неотъемлемой частью допуска). Классифицируются как антифризы для автомобилей до 1996 года выпуска. Также эти антифризы не содержат нитритов, фосфатов, боратов и аминов. Преимущественно окрашиваются в синий цвет, хотя у разных производителей могут быть и зеленого и желтого цветов. Максимальный срок эксплуатации колеблется в пределах 2-3 лет.

    Антикоррозийный принцип действия антифриза этого допуска – глобальное покрытие системы охлаждения силикатным слоем толщиной около 0,5 мм. По этой отличительной особенности можно определить тип антифриза залитого в систему: на стенках внутри системы охлаждения на ощупь равномерный, как-будто жирный налет. Однако есть один большой минус: из за этого слоя значительно понижается теплопередача двигатель-антифриз-атмосфера.


G12 / CODEG12

Это антифризы на базе пропиленгликоля с органическими ингибиторами коррозии. Стоимость пропиленгликоля выше этиленгликоля, так как по качеству он превосходит его. Антикоррозийные присадки в этом классе – карбоксилатные. Действуют не так глобально, как G11, а локально на очаги коррозии, покрывая их слоем около 0,05 мм. При такой толщине теплопередача нарушается незначительно. Классифицируются как антифризы для автомобилей 1996-2001 годов выпуска. Окрашиваются преимущественно в красные цвета и оттенки красного (розовые, фиолетовые, морковные и др.). Благодаря принципу действия карбоксилатных присадок они вырабатываются по мере возникновения очагов коррозии, и как следствие максимальный срок службы около 5-6 лет.
При смешении G12 с антифризами G11 их присадки могут взаимодействовать с силикатными (переходят во взвешенное состояние, образуются хлопья).



G12 Plus / G12+

Классифицируются как антифризы для автомобилей с 2001 годов выпуска. Не содержат нитритов, фосфатов, боратов, силикатов, аминов в следствие чего этот класс можно мешать с другими классами антифризов. Современные технологии производства позволяют на уровне присадок увеличить эффективность и срок службы данного класса антифризов. Может быть фиолетового, лилового, сиреневого и, в принципе, любого цвета.


G13

То же самое, что и G12+, но по более дорогой технологии производства, вследствие чего в России этот класс не производится из-за дороговизны процесса и завозится из за рубежа. Это группа антифризов для форсированных/спортивных двигателей автомобилей и мотоциклов, работающих в экстремальных режимах. Обладает исключительной теплопроводностью и теплоемкостью. Эксклюзивные антифризы этого класса для гоночных автомобилей делаются с применением нанотехнологий, и процесс их производства держится в секрете.



      Подводя итоги можно с точностью сказать, что производители красят свои антифризы отнюдь не для того, чтобы показать его химический состав, такой официальной договоренности между производителями нет. Первоочередная задача окраски: визуальное определение уровня в расширительном бачке, определение утечки антифриза из системы охлаждения и облегчение ее поиска. Для облегчения поиска утечки производители в именитые марки добавляют дополнительно флюоресцентные добавки, видимые при УФ освещении. Второстепенная задача: неестественным цветом показать ядовитость жидкости. Гликоли очень ядовиты и смертельная доза для человека составляет порядка 100 грамм. На вкус гликоли сладкие и в настоящее время производителей обязывают добавлять вкусовую добавку, делающую его горьким (чтоб не допустить случайного употребления).
   Если вам попался «паленый» антифриз – будьте уверены, что его состав: этиленгликоль+краситель+вода и не более. В нем нет антикоррозийных присадок, что способствует появлению и распространению коррозии внутри системы охлаждения. В нем нет смазывающих добавок, что ведет к быстрой кончине помпы. В нем нет моющих присадок, что способствует к появлению и накоплению накипи на внутренних поверхностях и, как следствие, – значительно уменьшает теплопередачу.

   В настоящее время производители для удешевления технологии производства вместо пропиленгликоля используют этиленгликоль с карбоксилатными присадками. Пишут на упаковке G12, хотя он не соответствует допуску компании VW. Кроме того, наши безответственные производители любят экономить на присадках...

   При испарении рекомендуется добавлять дистиллированную воду. При утечке из системы охлаждения добавлять необходимо антифриз того же допуска (состава) вне зависимости от цвета (смешение цветов – это чисто эстетический аспект). Приучили нас к цветам антифриза продавцы, наперебой советующие брать именно этого цвета по той или иной причине. Отвыкайте!

   Если производитель рекомендует лить антифриз допуска G11, то можно смело лить вместо него антифриз с более высшим допуском, так как по требуемым характеристикам он его значительно превосходит! Обратите внимание на года автомобилей (для разных допусков). В производстве двигателей с каждым годом появлялось все больше аллюминиевых деталей и новых сортов пластика/резины. Более высший допуск, по умолчанию, содержит в себе требования всех предыдущих.
   Промывка системы охлаждения обязательна при смене антифриза. Антикоррозийные присадки имеют свой срок службы и присадка со свежего антифриза действовать не будет через присадку старого. Если вы моете систему после антифриза G11 или тосола – мойте тщательней и минимум на 2 раза!

   Распространенное заблуждение: чем выше цифра после буквы G, тем концентрированней/лучше антифриз. Литера G и другая цифра (30, 40, 48, ...) это другой допуск и его пишут совместно. Я же в своей статье выделил 4 основных распространенных допуска, которые можно увидеть на этикетке (либо в каталоге) практически всех производителей на которые можно ориентироваться.

   Уважающие себя производители, кроме состава, пишут на этикетках мировые стандарты/допуски, которым соответствует данный антифриз. В большинстве случаев допуски/стандарты являются уже отставшими по времени и антифризы значительно превосходят их требования. Например для антифриза G12 это будет выглядеть примерно так:


BS 6580 -1992 (Великобритания), ANFOR NF R15-601, ASTM D 3306, ASTM D 4656, ASTM D 4985 (США), ONORM V5123 (Австрия), JIS K2234 (Япония), CUNA NC956 16 (Италия), VW TL 774D = G12 (Германия), ... и список этот может быть довольно длинный.

 

 

Копировать, размещать эту статью только с разрешения автора.

 

 

 

Евгений Перевалов (GoodMAN),

goodman81@ngs.ru

 

Благовещенск @ 2003 г.   Design by:  Gryazev D.V.